Главная » 2014 » Декабрь » 22 » Дюран-Рюэль - арт-дилер импрессионистов
00:51
Дюран-Рюэль - арт-дилер импрессионистов

Эта страница переехала на новый адрес:

http://excursions-paris.ru/blog/

Дюран-Рюэль

В парижском Musee du Luxembourg до 6 февраля 2015 проходит выставка, посвященная французскому коллекционеру и продавцу живописи Полю Дюран-Рюэлю. Конечно, его имя не столь известно, как имена тех, чьими картинами он заполнял свой дом и свои галереи:  Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей. Дюран-Рюэль не просто покупал работы этих молодых художников или помогал многим из них, когда об импрессионистах никто из серьезных покупателей и коллекционеров и слышать не желал. Этот парижский торговец картинами, находившийся временами в шаге от банкротства, вкладывал деньги в современное искусство, тем самым создавая то, что сегодня называют арт-рынком, в котором он стал главным действующим лицом. Но тогда Дюран-Рюэль все делал не так, как коллекционеры и дельцы на рынке живописи его эпохи.

Во-первых, Дюран-Рюэль рисковал. Ибо, иначе, как риском, покупку картин никому не нужных, "отверженных" на официальном Салоне художников назвать нельзя. Впрочем, начиная с 1870-х он верит в коммерческий успех импрессионистов, поэтому его покупки можно рассматривать как инвестиции, что, впрочем, не делает эти инвестиции менее рискованными. И как любой профессиональный инвестор и игрок на рынке, Дюран-Рюэль пытается влиять и на спрос, и на предложение, и на стоимость его активов.

На предложение влиять было проще всего: художники были счастливы найти покровителя в виде этого торговца, предлагавшего многим из них эксклюзивные контракты. Именно поэтому через его руки прошли сотни работ почти всех великих импрессионистов: только за последние 30 лет жизни Дюран-Рюэль купил около 12 тысяч работ, включая сотни полотен Моне, Ренуара, Дега, Сислея, Писсарро, Мане, Мэри Кассат.

Но Дюран-Рюэлю удавалось влиять и на цены. Купив картину, он некоторое время держит её при себе, затем выставляет на рынок с повышением цены, затем снова выкупает еще дороже, чтобы через некоторое время опять выставить на продажу, в очередной раз на порядок увеличив цену. Тем самым Дюран-Рюэль не просто следует рынку - он его формирует, подогревая спрос.

Впрочем, спрос на импрессионистов во Франции рождается не сразу. Тогда Дюран-Рюэль отправляется завоевывать международный рынок. В Лондоне, где он знакомится с Моне и Писсарро, он открывает свою галерею, где начинает выставлять импрессионистов. Он арендует галерею в Нью-Йорке и показывает там их работы. Причем, все это происходит до первых выставок импрессионистов в Париже, о которых я подробно расскажу во время моей экскурсии в музей Орсе. Некоторое время спустя он организую выставку в Бостоне.  Затем снова в Нью-Йорке в 1886 году он устраивает грандиозную выставку импрессионистов, где показано 289 работ. Расчет Дюран-Рюэля прост: то, что слишком ново для консервативной Франции, должно понравиться жителям Нового Света, богатым американцам, готовым платить за современное искусство. Оказаться в кругу потенциальных покупателей со средствами Дюран-Рюэлю поможет знаменитая американская художница-импрессионист Мэри Кассатт, брат которой, Александр Кассатт - Президент железных дорог Пенсильвании. Нью-Йоркская выставка 1886 года имеет грандиозный успех: импрессионисты становятся популярными в Америке, а Дюран-Рюэль открывает свою постоянную галерею в Нью-Йорке.

Вслед за американским рынком постепенно успех к импрессионистам приходит и в Европе: в какой-то мере европейские коллекционеры вынуждены обратить внимание на то, что скупают американские ценители. И опять-таки Дюран-Рюэль самым непосредственным образом принимаем в этом участие. Именно он в 1897 году продаст одного Сезанна Национальной Галерее Берлина, где до этого выставлялись только немецкие художники. Четыре года спустя впервые работа импрессиониста окажется и во французском музее: одну картину Ренуара у Дюран-Рюэля купит Лионский Музей Изобразительных искусств. В 1905 году в лондонской Grafton Gallerries он устроит, пожалуй, самую грандиозную в XX столетии выставку импрессионистов, где будет представлено более 300 работ, треть которых - из его личной коллекции.

И, конечно, Дюран-Рюэль активно покупает и промоутирует импрессионистов в Париже. Он скупает их работы, зачастую десятками (однажды, посетив мастерскую Мане, он зараз купил 21 картину). Он выставляет их: у себя в галерее на "улице картин" - 16, rue Lafitte. У себя дома на 35 rue de Rome, где будет собрана огромная коллекция, доступная для посетителей бесплатно. Этот адрес даже упоминали путеводители XIX века как место, где можно познакомиться с современным искусством. При этом попасть туда можно было только по вторникам, когда Musee de Luxembourg - в то время музей современного искусства, долгое время принципиально не желавший выставлять импрессионистов, - был закрыт. В этом плане очень иронично, что нынешняя выставка проходит именно в этом музее!

Дюран-Рюэль первым проводит в 1883 году не групповые, а персональные выставки - тогда это было новшеством! - Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Будена. Он всячески помогает импрессионистам организовывать их собственные выставки: для первой выставки импрессионистов в 1874 году он предоставляет работы из своей коллекции, для второй в 1876 году - помещение своей галереи, после чего 16, rue Laffitte в глазах публики становится главным парижским адресом, где можно увидеть работы импрессионистов. Именно здесь, в числе прочего, Клод Моне выставлял свои серии полотен, о которых вы услышите во время моей экскурсии в Нормандию, - хотя тогда публика и не оценила его работы по достоинству.

Нынешняя выставка, для которой свои работы предоставили парижский музей Орсе, Лондонская Национальная Галерея и Художественный Музей Филадельфии, познакомит любителей живописи с этим удивительным человеком Полем Дюран-Рюэлем, а заодно с многочисленными работами из его коллекции.

Просмотров: 1649 | Добавил: parisguide | Рейтинг: 0.0/0